Хочу показати вам чорновик дуже злої і різкої статті, яка написана передусім для російськомовного Сходу. Оцініть, будь-ласка, і воно піде в друк... сподіваюсь.
Игра в бисер
Я не любитель писать обличительных статей. Честно говоря, даже эту статью писал просто потому, что мне до чертиков надоели некоторые наши исконно-посконные патриоты. Мы часто гневно клеймим российский квасной патриотизм, а на себя очень часто обернуться просто не хватает то ли времени, то ли ума, то ли – смелости. Или мы просто не хотим этого замечать. А между тем Украине квасной патриотизм вреден куда в большей степени, чем России… Судите сами, я привожу только факты.
У Германа Гессе есть блистательный роман «Игра в бисер». Это сложная книга, намного комплекснее сверхпопулярного ныне Пауло Коэльо. И в то же время, это страшная книга. Она может убить в человеке желание что-либо делать вообще, потому что в конечном итоге все, что в своей жизни пытаешься сделать – это не более чем игра в стекляшки, игра в бисер. Китчевые «Люди в черном» пародируют вывод, сделанный Гессе, в эпилогах, где наша Галактика оказывается всего лишь стеклянным шариком для игры в лапту, а огромный комплекс ЛВЧ – не более чем шкафчиком в огромном межпланетном вокзале. Мы над этим смеемся, а между тем – это страшная и суровая правда, которую мы от себя усиленно прячем.
Каждый из нас создает выдуманную «Касталию», старательно строя свою внутренню реальность из аккуратно подобранных кирпичиков-сведений, которые складываются в красивое и величественное здание системы мироздания. Но если в реальности, строя дом, человек ограничивается тем, что есть под рукой – например, брезентом, камнями и естественными деталями рельефа – то для воздушного замка своего мировоззрения человек подбирает исключительно драгоценные камни, отбрасывая все, что по его мнению является лишним или неэстетичным. Но в том и дело, что любой драгоценный камень сияет во всей своей красе, переливается прихотливой игрой граней, и является чем-то уникальным лишь тогда, когда окружен обычными булыжниками. И здание целиком из драгоценностей, конечно, будет весьма красивым. Но состоящие из него камни утратят свою особенность, уникальность и красоту, и превратятся в обычный строительный материал, из которого можно строить что хочешь. Отсюда только один шаг к гибельному релятивизму, когда человеку становится все равно, во что верить, и он легко становится добычей разного рода харизматических учений, нетрадиционных религий и даже адептами псевдонаук типа дианетики.
История Советского Союза была подобна зданию, построенному исключительно из опалов, рубинов, изумрудов и бриллиантов. Каждый исторический факт, перед тем, как добавляться к историческому своду, проходил очистку, огранку, полировку и несколько раз рассматривался с разных сторон для достижения идеальной формы и сочетания с другими. Так и получилось – история у страны есть, а какой ее фрагмент ни возьми, его собственная сущность никак не проявляется. Просто обычный кирпич, только блестящий. Вот никто и не интересовался историей в советское время, кроме горстки энтузиастов. К чему заниматься всеми этими однообразными строительными элементами. В свое время та же судьба постигла геометрически выверенный Версаль – в нем присутствовали самые красивые создания природы, а вот самой природой там и не пахло. Так и советская история содержала самые прекрасные и героические страницы истории, а самой историей там не пахло.
Но вот рухнуло это здание, и люди с радостью начала растаскивать оставшиеся после него драгоценности, и с удивлением обнаружили, что каждый камень в этом здании светится своим собственным уникальным светом. И тут же сделали ту же самую ошибку, начав собирать все такие камни, и из них строить другое здание, точно так же, как советское – из одних драгоценностей. Нет нужды говорить, что результат будет в точности тем же. Впрочем, это все философская прелюдия, а вот конкретные примеры.
Открытие трипольской цивилизации было в свое время оглушительной сенсацией. Начали плодиться самые разнообразные теории, поскольку она действительно была самой старой из известных ныне цивилизаций, исключая разве что древний Шумер. А потом грянула Великая Октябрьская, и на эту тему был наложен запрет, а в 30-е годы большинство ученых, которые изучали трипольскую цивилизацию отправились по этапу. Только подвижническая работа Т. С. Пассек позволила удержать на плаву археологические исследования и именно благодаря ей мы имеем сегодня возможность изучать наследие культуры Триполье-Кукутень. А потом Украина обрела независимость, здание советской истории обрушилось, и наши патриоты с молодцеватым рвением пошли возводить здание новой истории. В фундамент положили, конечно, Триполье. И вот тут пошла безудержная фантазия, начиная от теорий о тысячелетней истории Украины и заканчивая «расшифровками логографического письма трипольцев».
Триполье действительно должно лежать в основе истории Украины, поскольку это древнейшее государство на ее территории. Точно так же история современного Ирана начинается не с Хосровов, а с древнего Элама. Но это совершенно не повод к построению самых разных домыслов об этой цивилизации. Есть такой памятник критской письменности, до сих пор не расшифрованный, называется он Фестский диск. Так вот о нем Гюнтер Нойманн в свое время сказал так: «Тот, кто выберет этот памятник в качестве объекта своего исследования, должен трезво установить границы своих возможностей, если он желает, чтобы кто-нибудь, кроме него самого верил в правильность его положений». Это ехидное замечание было вызвано тем, что расшифровывали диск все, кому не лень, стараясь вычитать в нем то календарь, то перечень царей, то еще что-то. Наши же энтузиасты ни истории с этим диском, судя по всему, не знали, ни этого афоризма Нойманна, который, кстати, и к случаю с Трипольем очень хорошо подходит. В результате у нас Триполье объявили чисто украинским феноменом, хотя все исследования недвусмысленно указывают, что культура Триполье-Кукутень не только украинская, но и балканская. Более того, наличие культурных слоев Прекукутень позволяет заподозрить, что трипольцы пришли в буго-днестровское междуречье откуда-то из Трансильвании. А раз так, то повода для размышлений об исключительности попросту нет. Это доказательство того, что территория Украины, собственно, никогда не была азиатской, а всегда была неотъемлемой частью европейских миграционных процессов, но не доказательство в пользу «удревнения» украинского народа. А ведь используют. А потом удивляются, а почему это попытки восстановить утраченные страницы уже новой истории многими принимаются за переписывание. А вот именно потому, что мы с древней историей обходимся как с палимпсестом, на котором можно написать все, что нам почудится в полустертых письменах, и выдать это за восстановленный вариант.
Возводя уже верхние этажи здания, мы, опять же заимствуя советский опыт, отбрасываем все, что неудобно для нашего представления о каком-то событии. Некоторым, например, страшно неудобна роль евреев в украинской истории. Вообще, теории о происках мирового сионизма, который мешает Украине занять достойное место под солнцем, весьма популярны в среде квасного патриотизма, поскольку дают чрезвычайно простой ответ на вопрос «Кто виноват?». Ну вот вам, получите гранату. Один из основоположников движения сионизма Владимир (Зеев) Жаботинский был яростным украинофилом. Его статьи «О языках и прочем» и «Фальсификация школы» были (да и остаются) чудовищнейшим ударом по теориям, которые утверждают, якобы украинский язык создали то поляки, то австрийцы, то еще кто-то там с целью уничтожения русского народа. Вот эти статьи, если вам интересно прочесть оригинал:
Фальсификация школы: http://1alex.5u.com/zv/vj-2.html
О языках и прочем: http://1alex.5u.com/zv/vj-3.html
Урок юбилея Шевченко: http://1alex.5u.com/zv/vj-4.html
Именно Жаботинский встал на защиту Петлюры, когда того обвинили в организации антисемитских погромов в Киеве (4 июля 1926 г. в нью-йоркской газете «Der Morgen Journal», он даже опубликовал статью по этому поводу). И именно Жаботинский отстаивал права украинского языка тогда, когда этому противилась вся машина Российской Империи. Неудобно, да? Недостойно включения в наше кристально чистое здание истории. Сионист на поверку оказался украинофилом, какой ужас. А Петлюра с ним якшался, какой позор. Зато отрицание и замалчивание этих крайне любопытных фактов дает почву для написания пасквилей, где украинское национальное возрождение подается как чуть ли не фашизм с возведенным до ранга государственной политики антисемитизмом. А мы потом отчаянно отбиваемся, пытаясь доказать, что мы не верблюды, и отчаянно ища контрдоводы, в то время, как они буквально на поверхности лежат, но мы просто не желаем их видеть.
Другим страшно неудобна значительная поддержка коммунизма в Украине 1920-х годов. Но в то время этим «баловалась» вся Европа. Да и коммунизм бывает разный. Бывает ортодоксальный марксистский коммунизм большевиков, отрицающий нации и провозглашающий исключительно классовое родство, а есть национал-коммунизм, который тогда назывался меньшевизмом, а ныне называется социал-демократией. Микола Хвильовий, один из ярчайших представителей «украинского Возрождения», по убеждениям был как раз национал-коммунистом. Это нисколько ему не мешало быть украинским патриотом и активно противостоять российскому варианту коммунизма, который начинал из красивой сказки об успешной революции напоминать страшного голема из легенд о Бен Бецалеле. А кто из вас знает что-либо о Галицкой Советской Социалистической Республике? Она не создавалась искусственно, в отличие от Донецко-Криворожской Республики, а была организована тернопольскими коммунистами «под шумок» во время советско-польской войны 1920 г. Во главе ее был Владимир Затонский. И им же была создана партия КПЗУ (Коммунистическая Партия Западной Украины), которую люди продолжали поддерживать до 30-х годов, и которая законно вошла в Коминтерн, откуда в 1939 г., после аннексии Галичины, была изгнана лично Сталиным именно за ориентацию на национальное возрождение. А теперь я нанесу страшный удар тем, кто старается подать УПА как формирование, построенное исключительно на основе принадлежности к ОУН(б). Есть воспоминания Данила Шумука, главы КПЗУ на Тернопольщине. Когда в 1939 г. Сталиным было принято решение уничтожить КПЗУ (как перед тем была раздавлена КПБ, Коммунистическая Партия Буковины), вся тернопольская фракция КПЗУ приняла решение уйти в подполье и организовать вооруженное сопротивление. А в 1943 г. отряды, созданные КПЗУ, в полном своем составе вошли в состав УПА. Уже один этот факт начисто разбивает все доводы о том, что УПА-де была искусственно созданным формированием, которое не поддерживало население. Кстати, Шумук пошел по этапу вместе с остальными солдатами УПА, которые в 1944-х годах ловил СМЕРШ, счел за лучшее пойти в ГУЛАГ, чем заключить союз з «идеологически близкими» большевиками. Он ругался с Шухевичем, много и серьезно. Но его никто не выгонял, и сам он не уходил. Потому что УПА была народной армией, в которой находилось место коммунисту, националисту, и даже беглым красноармейцам, которые попали в плен и которым грозил этап по возвращению домой. У нас есть воспоминания Б. Д. Крутикова, где описываются кое-какие подробности взаимоотношений Тараса Боровца с гитлеровцами, за что он, собственно, был Шухевичем жестоко бит. И есть множество других фактов, однако их мы опять не желаем видеть, потому что они содержатся в источниках, которые мы не хотим читать, потому что для этого нужно выйти за пределы установленных нами самими дурацких ограничений. Кстати, еврейский курень в УПА тоже был. Любопытно, как к этому отнесутся любители «этнической чистоты УПА», которым тоже неудобны представители иных национальностей в ней? Но ведь если это народная армия, значит, там должны были быть представлены все народы, а не только один. Если говорить, что это было чисто украинская армия, это повод говорить о ее искусственности, потому что моноэтничные армии создавались только в условиях фашистской структуры общества. Опять же, отрицая и замалчивая эти факты, мы даем почву для теорий об «антисемитском характере идеологии УПА», о фашистской основе идеологии УПА (ревнителям этой теории неплохо бы вспомнить известные слова Бухарина, который, между прочим, тоже фашизмом увлекался в то время) и всему такому. И мы опять вынуждены отбиваться и оправдываться, потому что контрдоводы опять же привести не можем. Ограничения мешают.
И так мы ходим по кругу, стараясь из нами же аккуратно подобранного набора фактов, буквально выкопать что-то, что поможет нам наконец-то построить настоящую историю Украины, и чтобы не только мы, но и еще кто-то в это поверил. Считаем, что занимаемся историческим исследованием. А на самом деле жонглируем пустыми стекляшками, подобием исторических фактов, из которых вымарано, вычеркнуто, убрано все неудобное для нашего мировоззрения. Играем в бисер. Считаем, что именно мы представляем ту, «настоящую» Украину, не замечая, что теряем реальную Украину. Ту, где людям опротивела сусальная история с чьей-либо стороны, и которые давно склонны верить не тому источнику, где правдивее изложены события, а тому, где увереннее, и где даются чрезвычайно простые ответы, над которыми не нужно думать и выходить за пределы собственноручно построенной «Касталии».
А напоследок хочу вам процитировать маленькое пятистишие.
Но нет их больше, нет ни тайн, ни школ,
Ни книг, былой Касталии... Старик
Покоится, прибор держа в руке,
И, как игрушка, шарики сверкают,
Что некогда вмещали столько смысла...
Мне бы очень хотелось, чтобы мы перестали играть в бисер, и наконец-то стали строить истинное здание нашей истории. Реальное здание, из того что есть, используя и обыкновенный булыжник, и блистающий в солнечных лучах бриллиант.
Хотя я абсолютно уверен, что сейчас набежит толпа квасных украинских патриотов и обзовет меня украинофобом. Потому что когда людей за уши пытаешься вытащить из удобной башни из слоновой кости и оторвать от увлекательной игры в стекляшки, они начинают при этом вести себя так, будто у них самое дорогое отнимают. На самое деле самое дорогое потихоньку они отдают сами, лишь бы не отняли возможность и дальше продолжать свою игру в бисер.